Верить или не верить? Или когда открыть ребенку правду про Деда Мороза

К счастью, нет каких-то определенных правил, которые бы гласили: «нужно обязательно рассказать до 10 лет, а иначе вы столкнетесь с последствиями..».
Вера в чудо позитивно влияет на детей, сохраняет ощущение праздника, укрепляет семейные традиции, развивает воображение и креативность. Чем дольше ребенок верит в мистических персонажей, тем многогранней его психическое и социальное становление.
Вера в Деда Мороза способствует формированию социальных норм и правил. Например, дети учатся, что хорошее поведение вознаграждается подарками, а плохое — нет. Здесь воспитывается ответственность и дисциплина.
— Не стоит бояться, что таким способом мы сформируем в детях черно-белое мышление, потому что это всего лишь инструмент, а не четкие правила воспитания, — говорит детский психолог Екатерина Черепанова. — Не стоит перебарщивать и манипулировать этими способом, чтобы ребенок вел себя хорошо. Всего должно быть в меру, с детьми нужно вести диалог, ведь в нем рождается истина. Если ребенок нормально развивается, и с возрастом начинает задавать больше вопросов, эта картина расширяется.
Как итог, по словам психолога, формируется здоровая личность, готовая к диалектике — способности видеть мир разным и воспринимать его через призму идеи о том, что все явления в мире связаны между собой, развиваются и изменяются через взаимодействие противоположностей.
Ребенок должен развиваться в ощущении безопасного пространства. И здесь включается еще одно позитивное влияние веры в сказку. Дед Мороз является символом бескорыстной щедрости и дарения. Это учит детей ценить подарки, а также дарить радость другим. В таком опыте ребенок развивает эмоциональную сферу, предвкушение, ожидание, трепет, волнение. Родитель должен помочь своему чаду научиться распознавать и различать эти эмоции — так работает эмоциональный интеллект.
Как же понять, когда остановить этот процесс игры?
Примерно с 7 до 10 лет у ребенка начинает формироваться критическое мышление. Все, что он видит, начинает подвергаться сомнению. Это важный период, в котором родитель должен начать мягко помогать отвечать на вопросы.
При этом важно соблюдать именно вопросительную форму взаимодействия. Например, на вопрос: «Мама, Дед Мороза не существует?», ответить: «Я вижу, у тебя появились сомнения, почему ты так думаешь?». Иными словами — дать возможность ребенку самостоятельно отвечать на свои вопросы с помощью вашей поддержки. Это научит ребенка вере в себя и свое собственное мнение.
После этого важно поддержать ребенка через распознование чувств. Некая игра с вопросами «А что ты чувствуешь?», «На что похожа твоя эмоция?» и др.
— Идея о классном дедушке, который раз в год приходит и приносит подарки мотивирует детей совершать что-то хорошее, и задумываться о своем поведении. Конечно, я за то, чтобы эту идею как можно дольше у детей поддерживать, — считает Екатерина Черепанова. — Но это очень индивидуальная история. Если мы видим, что ребенок в целом склонен к магическому мышлению, у него много страхов, например бабайки под кроватью или Баба Яги, которая может его забрать, родителям нужно задуматься! В этом случае нужно начать объяснять ребенку, где сказка, а где реальность. Чем раньше, тем лучше.
Излишний мистицизм может вредить ребенку, создать ощущение небезопасности. В такой ситуации лучше простым языком рассказывать, что Дед Мороз — это просто фантастика, классная добрая сказка.
Главное — это говорить с ребенком открыто и честно, поддерживая его любопытство и помогая ему понять мир вокруг. Создайте доверительную атмосферу, в которой он сможет задавать любые вопросы, не опасаясь насмешек. Такие отношения формируют близость между родителями и детьми, которая поможет пережить переходный возраст. И не бойтесь, что придется однажды разрушить сказку. Наоборот, это может стать началом новой, более глубокой и осознанной формы радости от праздников.
Источник: «Тюменская область сегодня»
- Комментарии