Тюменский психолог объяснила разницу между шопингом и шопоголизмом

Заполненный холодильник и 40 платьев
Между обычным шопингом и шопоголизмом тонкая грань. Когда обычные покупки превращаются в зависимость? Эксперты обращают внимание на несколько симптомов. Первый — покупки становятся неконтролируемыми, стихийными, человек приобретает большое количество ненужных ресурсов. К примеру, пакеты безделушек или несколько телевизоров по скидке. Второй признак — это чувство вины или тревоги после совершения покупки. Шопоголики в глубине души понимают, что не будут пользоваться всеми этими вещами. Так же ясно они знают о негативной реакции близких на их обновки.
— Например, человек скрывает от родных, какое количество вещей он покупает, буквально прячет их. Это тот же механизм, что с алкоголем или онлайн-играми. У самого человека есть ощущение чего-то плохого, что нельзя показывать всем подряд. Но внутри находятся оправдания: «Ну я же ничего особого не делаю?!» При этом такие люди не могут озвучить сумму своих покупок или, к примеру, количество сумок, что у них уже есть. Как и алкоголик, который на схожий вопрос ответит, что не знает или что он не считал, — объясняет Ольга Андреева, практикующий психолог, преподаватель кафедры психологии Тюменского государственного университета.
Стоит отметить, что шопоголизм касается не только шуб, платьев, сумок и остальных женских вещей. Скупают и необходимые предметы, но в огромных количествах.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2024 году россияне потратили в онлайн-магазинах 9 трлн рублей. Эту сумму можно сопоставить с государственными расходами на здравоохранение, ЖКХ, образование, экологию.
— С времен пандемии я часто заказывала еду, почти каждый день. Холодильник полон, есть не хочется, да и готовить я умею — мне просто нравится это почти праздничное ожидание доставки. Конечно, половина из этого пропадает, я не успеваю съедать, — анонимно делится проблемой Ирина Ш.
«Диета» и нейронные связи
Психологи признаются — к ним редко обращаются по поводу зависимости от покупок. Обычно рассказы клиентов-шопоголиков начинаются с рассуждений о жизненных проблемах, одиночестве, отсутствии самоконтроля. И лишь потом поднимается тема необоснованных трат — для многих это сопутствующая проблема, а не основная. А иногда и вовсе пустяк, мол, купил лишнего, ну с кем не бывает.
— Основной проблемой в таких случаях являются сложности в семейных отношениях, низкая самооценка, одиночество, скука. То есть это, в первую очередь, неудовлетворенность чем-либо, — отмечает психолог.
Фото Сергея Куликова
Источник: «Тюменская область сегодня»
- Комментарии