Сообщество Тюменской области Сообщество Тюменской области

Тюменец рассказал, как научиться банному ремеслу

Тюменец рассказал, как научиться банному ремеслу
23:28
«Ах, Баба-яга, костяная нога, ты бы меня прежде накормила, напоила, в баньке выпарила. А потом бы и спрашивала», — эту цитату из русской народной сказки про Царевну-лягушку знают многие. Но многие ли замечали, что образ бани в фольклоре такой же популярный, как образ самой старухи-колдуньи или Ивана-царевича. Издревле баня была важной частью русской культуры. И сегодня она сочетает в себе науку и поверья. Как говорится, сказка — ложь, да в ней намек.

Если копнуть глубже, то можно обнаружить, что Баба-яга была отменной банщицей! Она и печь затопит, и воды принесет, а после парения накормит и напоит. Съест ли после этого гостя — вопрос другой. Во всяком случае, сказочным персонажам всегда удавалось уйти от фольклорной героини живыми и здоровыми. И даже чуть здоровее, чем ранее, ведь баня очень полезна.

«Работа меня не запарила»

Сегодня банное ремесло всё так же окутано традициями и поверьями, но стоит на прочной основе физиологии и психологии. За вениками — не сказочные герои, а настоящие мастера своего дела.

Тюменец Александр Ларионов как раз из таких. Он — основатель регионального центра банной культуры, обучает ремеслу желающих и знает многое об искусстве парения.

— Александр, сперва предлагаю разобраться, кто же вы — банщик или парильщик? Вариантов названия у вашего ремесла уйма.

— Да, на эту тему идут настоящие дебаты. Я слышал и другие версии: пармейстер, парщик и даже парбанщик. Многие в споре ссылаются на толковый словарь, который говорит, что банщик — служащий бани. Якобы тазики моет. А вот парильщик знает, как управлять паром.

Но по такой логике нужны отдельно и водомастера, и веникотрясы. Я же за то, что мы — банщики. Потому что, когда приезжают гости, мы и тазик помоем, и попарим. Часто к ремеслу приписывают эзотерику, поэтому банщик и духов призовет, если надо. Плюс это определение интуитивно понятно людям. А работа наша — многогранна, и тем интересна.

— Где же вы учились ремеслу?

— Везде потихоньку. Вообще я — военный химик, но в банном деле уже пять лет, и могу сказать, что себя нашел. Иначе говоря — работа не запарила (улыбается). Каждый заходит в ремесло со своей сильной стороны. Есть массажисты, врачи. И даже тамада. Некоторым гостям в душу лезть не надо, а кто-то захочет поговорить, и такой банщик будет кстати.

Но в любом случае наш ключевой принцип — не навреди. Человек доверяет нам самое дорогое, что у него есть — свое тело. И банщик должен объединять много разных знаний. Гостя нужно правильно «считать». А потому знать строение и физиологию организма. Плюс в парной человек находится в уязвимом состоянии, в том числе психологически. Поэтому имеет значение и каждое слово, которое скажет банщик. Безусловно, мы не строим из себя врачей или психологов, но обязаны учитывать множество нюансов.

Взять ароматерапию. Используем травы, угощаем гостей чаем. Вроде бы чай и чай. Но, между прочим, через запахи человека можно программировать. Ведь это самая короткая нейронная связь. Есть ароматы, которые вызывают спокойствие, есть те, что ассоциируются со страстью или богатством. А некоторые могут даже вызывать панику, поэтому с ними надо быть осторожнее. Как с привычным чесноком, например. Он здорово ускоряет частоту сердечных сокращений, поэтому с ним нужно быть аккуратным.

Фото из личного архива Александра Ларионова, автор неизвестен
Источник: «Тюменская область сегодня»

Нет комментариев. Ваш будет первым!